Психологический анализ трудностей, характерных для
ориентирования на местности (C.А.Зубков.,
С.А.Леваковская)
"Под трудностями следует понимать трудные объективные условия выполнения
действия, нарушающие равновесие в протекании корковых нервных процессов"
(Г. М. Гагаева, 1969).
Начинающие
ориентировщики, как правило, не имеют правильного представления о
трудностях ориентирования. У них возникают вопросы: "Что делать, если я
заблужусь? Что делать, если пойдет дождь?" и т. д. Им порой кажется, что
знание элементарных основ топографии и хорошая физическая подготовка
являются основными условиями достижения высокого результата. Но это
далеко не так.
В учебно-тренировочном процессе от спортсменов требуется выполнение
большого объема работы, связанной с высокой физической нагрузкой, со
специфической формой напряженной умственной деятельности, с изучением и
совершенствованием спортивной техники и тактики и т. д. Вместе с этим на
соревнованиях ориентировщик должен уметь преодолевать негативные
предстартовые состояния, боязнь сбиться с азимута или со счета шагов и
потерять ориентировку, страх перед неожиданно возникающими ситуациями,
чувство дискомфорта в неблагоприятных метеорологических условиях и т. д.
Для успешного преодоления трудностей в ориентировании на местности
большое значение имеет развитие волевых качеств спортсмена. Без
мобилизации необходимых физических и волевых качеств ориентировщик не
сможет в процессе спортивной деятельности эффективно решать стоящие
перед ним задачи.
Трудности, возникающие у ориентировщиков в процессе спортивной
деятельности, могут быть разделены на три основные группы.
1. Трудности, связанные с необходимостью быстрой ориентировки и
принятия оперативного решения. Причинами их возникновения являются:
плохая физическая и теоретическая подготовка; плохая ориентировка,
недостаточные гибкость и быстрота мышления, низкая сосредоточенность
внимания, плохое запоминание и воспроизведение, чрезмерная нервная
возбудимость и т. д.
Скорость передвижения ориентировщика на трассе зависит не только от его
физической, технической и тактической подготовки, но и от ряда других
факторов. При недостаточной тренированности памяти, особенно процессов
запоминания и воспроизведения определенных участков дистанции, которые
спортсмен должен еще преодолеть или уже прошел, значительно снижается
скорость прохождения всей трассы, так как спортсмену приходится очень
часто обращаться к чтению карты. В этом случае трудно рассчитывать на
успех. Так, после соревнований от спортсмена можно услышать: "Очень
часто останавливался, чтобы определить точку своего нахождения" или
"из-за остановок для чтения карты я потерял массу времени". Следует
отметить, что если в процессе обучения технике ориентирования спортсмен
будет игнорировать роль и значение чтения карты (в данном случае
заключающегося в запоминании и воспроизведении тех или иных ситуаций на
трассе), то этим он значительно затруднит совершенствование своей
оперативной памяти, и это обусловит появление ряда психологических
трудностей, возникающих при различных ситуациях на местности.
У тех спортсменов, которые, по их собственному выражению, "теряются" на
местности, не знают, "с чего начать", "не схватывают" тактическую
разновидность данного рельефа и в соответствии с этим пути подхода к КП,
процесс запоминания и воспроизведения ситуации совершается без
достаточно глубокого анализа и осмысливания ее. В этом случае задача
спортсменами решается механически; им трудно анализировать пути
движения, запоминать характер местоположения КП и ориентиров. Это
происходит из-за того, что знания у них непрочные, они чувствуют себя
скованно, действуют не совсем уверенно..
2. Трудности, связанные с постепенно нарастающим физическим утомлением.
В процессе соревнований выполнение упражнений в состоянии нарастающего
физического утомления требует от спортсмена больших волевых усилий.
Спортсмену приходится преодолевать возрастающее на большой скорости бега
сопротивление ветра, снега. Возникают затруднения в дыхании в связи с
повышенным кислородным запросом организма при интенсивной работе.
Наступают определенные изменения в протекании психических процессов,
снижаются интенсивность и устойчивость внимания, способность к
произвольному распределению и переключению внимания с одного ориентира
или объекта на другой.
Утомленные спортсмены в процессе ориентирования выпускают из поля зрения
многие важнейшие стороны своей деятельности (счет шагов, наблюдение за
местностью и точным выбором пути движения, контроль направления и
всевозможных мелких "привязок" и пр.). Так, спортсмен 1 разряда Е.
отмечает: "Когда мне было очень тяжело бежать (на предпоследнем КП), я
почувствовал, что уже выполняю все свои действия как бы интуитивно, не
сосредоточивая свои мысли на тщательном их выполнении и контроле. В
результате дополнительно потерял 6 минут на поиск КП". Следовательно,
внимание спортсмена при наступлении трудностей становится все более
непроизвольным в сосредоточивается на преодолении самой трудности,
возникающей на трассе.
У спортсменов, не умеющих произвольно управлять своим вниманием, при
возникновении трудностей оно направляется на какой-нибудь один объект;
на то, чтобы быстрее бежать, не сбиться с направления, войти в район КП,
не потерять ориентировку и т. д. В других случаях внимание спортсмена
сосредоточивается на слежении за местностью и направлением бега, но в то
же время он уже забывает следить за пройденным расстоянием, за своими
тактическими действиями. Например, мастер спорта Б. говорит: "Контроль
счета пройденного расстояния - вот слабая сторона моей подготовки при
прохождении последней четверти дистанции".
Другие, наоборот, пытаются следить за пройденным расстоянием и
тактически правильным выполнением приемов прохождения дистанции, забывая
при этом следить за местностью и направлением бега, и бывают удивлены,
когда обнаруживают, что потеряли ориентировку.
Таким образом, в процессе спортивного ориентирования внимание у
ориентировщиков распределяется по-разному. Очень часто возникают
моменты, при которых требуется напряженное устойчивое внимание, но под
влиянием утомления оно снижается. Высокая устойчивость, большая
интенсивность внимания и быстрое переключение внимания связаны с высокой
подвижностью нервных процессов возбуждения и торможения, которые могут
заметно снижаться при утомлении.
З. Трудности, связанные с неблагоприятными метеорологическими условиями.
Наблюдения за внешними условиями соревнований показывают, что почти
каждые третьи соревнования т в неблагоприятных метеорологических
условиях. В силу этого спортсменам приходится преодолевать ряд
дополнительных трудностей при длительном воздействии высоких и низких
температур, дождя, ветра, мокрого снега и т. д.
Неблагоприятные изменения в состоянии организма, которые возникают под
воздействием отмеченных метеорологических условий, отражаются на
деятельности как первой, так и второй сигнальной систем, отрицательно
влияя на работоспособность спортсмена и в конечном счете на спортивный
результат.
В связи с этим продуктивность поиска КП и, естественно, прохождения
дистанции ставится в прямую зависимость от тактического плана и
специальных тактических психологических приемов, которыми пользуется
ориентировщик в тех или иных погодных условиях.
Приемы и средства преодоления трудностей в ориентировании на местности.
Необходимым условием преодоления трудностей является планирование
спортсменом предстоящей деятельности в зависимости от уровня своей
подготовленности, информации о местности, карты, условий дистанции и
поставленных задач. Трудности во время прохождения дистанции
ориентировщики преодолевают с помощью волевых усилий, направленных на
произвольную регуляцию своих действий. Главным раздражителем при этом
служит вторая сигнальная система, регулирующая роль которой чаще всего
выступает в виде самоприказов, самоубеждения.
Волевые усилия при утомлении потенцируются применением специальных
приемов, побуждающих к исполнению последующих действий и сосредоточению
внимания.
Конкретные приемы и упражнения систематизировались на основе проведенных
экспериментальных исследований, обобщения опыта тренеров и спортсменов
высокой квалификации.
Для преодоления трудностей, связанных с необходимостью быстрой
ориентировки и принятия оперативного решения при выборе действий,
необходимо:
1) проводить со спортсменами беседы, в которых анализировать тактическое
мастерство выдающихся ориентировщиков;
2) просматривать трассы с последующим анализом тактических вариантов и
выяснением конкретных отличий тактики сильнейших ориентировщиков от
тактики рядовых спортсменов;
3) проводить беседы о значении отдельных вариантов выбора пути движения
или повышения качества прохождения трассы;
4) систематически привлекать спортсменов к разработке и активному
обсуждению тактических планов прохождения предстоящих трасс;
5) поручать отдельным ориентировщикам разработку различных вариантов
выбора пути движения, которые они должны доложить всему коллективу
спортсменов;
6) во время разбора прошедших соревнований уделять особое внимание
анализу тактических ошибок как при лучших, так и при худших результатах
на трассе;
7) перед тренировкой время от времени поручать отдельным спортсменам
самостоятельно составлять тактический план пути движения по карте с
последующим практическим осуществлением его и внесением исправлений по
ходу прохождения дистанции;
8) на тренировочных трассах применять тактические схемы пути движения и
их модификации при той или иной ситуации, заранее разученные на
теоретических занятиях;
9) на тренировочных занятиях добиваться от спортсменов осуществления
выбора пути движения с учетом: а) детального анализа всех находящихся на
пути прохождения трассы ориентиров, а также характера местоположения КП;
б) систематизации данных о конкретной ситуации и общей их оценки во
взаимосвязи; в) предопределения заранее характера местности; г)
предвидения результатов своих действий на различных отрезках дистанции
(от ориентира к ориентиру, от КП к КП, в целом на дистанции), по времени
исполнения, степени утомления, безошибочности, надежности, страховке.
Для преодоления трудностей, связанных с запоминанием и воспроизведением
отдельных элементов ситуации на дистанции, необходимо:
1) установить границы "непосредственного" запоминания для всей группы
спортсменов, предложив им воспроизвести на карте весь путь своего
движения, расположения КП спустя 2-3 дня после соревнований. Затем
проследить время, затраченное на воспроизведение данного материала, и
отметить явные отклонения от реального пути движения каждого спортсмена;
2) установить причины успешного и неуспешного процесса запомина ния;
выяснить, какими средствами запоминания пользуются спортсмены и какими
средствами им необходимо пользоваться при запоминании отдельных ситуаций
на карте. Это устанавливается путем бесед, опроса и анкетирования.
3) проводить беседы со спортсменами о значении сосредоточения внимания
на определенной ситуации, возникающей при прохождении трассы. Тренер
должен проанализировать значение сосредоточения внимания и на
первостепенных элементах конкретной ситуации, и на объединении их с
последующими элементами другой конкретной ситуации на этапе трассы;
4) проводить беседы со спортсменами о значении правильного восприятия
карты и местности, о роли словесного рассуждения и наглядного
логического понимания подлежащих запоминанию объектов действий;
5) на тренировочных занятиях добиваться от спортсменов осуществления
процесса запоминания по системе детального анализа ситуаций с
применением методов словесного рассуждения, умственного отображения,
повторения отдельных наиболее важных элементов ситуации (в то же время
необходимо учитывать, что лучшее запоминание элементов трассы во время
прохождения дистанции происходит в процессе предварительного составления
подробного плана тактических действий на этапах трассы);
6) на тренировочных занятиях применять трудные и сложные карты различных
трасс местности, сопоставляя точность выполняемой работы с временем, на
нее затраченным (сложные карты чередовать с более легкими и уже
освоенными, чтобы избежать излишнего переутомления спортсмена); при этом
следует учесть, что усложнение задачи влияет в первую очередь не на
количество, а на качество выполняемой работы - правильность нанесения
объектов.
Для преодоления трудностей, связанных с необходимостью выполнения работы
при постепенно нарастающем физическом утомлении, следует:
1) разъяснять спортсменам значение способности переносить большие
нагрузки и преодолевать утомление. Понимая смысл и значение борьбы с
утомлением в условиях ориентирования, спортсмен сможет мобилизовать свою
волю и достигнуть желаемой цели;
2) планировать тактические варианты прохождения трассы перед стартом и
на дистанции, основанные на информации о дистанции, анализе
предполагаемых ситуаций, на своей физической подготовке; ставить
промежуточные задачи поэтапно;
З) предвидеть трудности, которые могут возникнуть на дистанции,
практические приемы для их преодоления;
4) использовать регулирующую роль слова. Это означает, что во время
прохождения дистанции ориентировщик должен постоянно регулировать
характер своих движений, В одном случае слово выполняет роль
сдерживающего, тормозящего фактора, в другом - усиливающего процесс
возбуждения.
В процессе тренировок тренер должен проводить занятия на различной
местности, давать различные специфические задания применительно к ее
условиям. |
|