Снаряжение для Ski-O.

 

Речь пойдет о 4-х составляющих: ботинках, креплениях, палках и лыжах. Именно в таком порядке я бы расставил вещи по значимости их для ориентирования.

Лыжное ориентирование бегается по довольно сложным и довольно часто мягким и просто плохо прокатанным трассам, поэтому тут вылезает много особенностей.

 

Ботнки для ориентирования

 

Наверное наиболее простой с точки зрения выбора предмет. Надо брать коньковые топовые или близкие к топовым модели. Из экономии можно взять комби, но конек лучше, т.к. лучше держат ногу.

Существуют 2 системы креплений: NNN и SNS. Вторая подразделяется на SNS Pilot и SNS Profil. Совместимость такова:

NNN с SNS несовместима. Ботинки SNS Pilot универсальные – можно встегнуть лыжи как с Profi так и с Pilot.

 

Я рекомендую SNS Pilot, т.к. он принципиально отличается от всего остального. И хотя я советую бегать ориентирование на SNS Profil ботинок под пилот лучше, т.к.

1) универсален

2) позволит получить много удовольствия на пилоте на трассе

 

Что качается модели, то тут все просто – в зависимости от финансов стоит брать наиболее высокую из доступных моделей. Можно смело брать б/у топовые модели. Я уже 3-й сезон бегаю на купленных б/у топовых ботах 1998-го года выпуска.

 

 

Лыжные крепления для ориентирования

 

Это статья посвящена креплениям системы SNS поскольку автор является ее давним и убежденным сторонником.

 

Ориентирование бегается коньком, поэтому крепления ставятся коньковые. Остается всего немного вариантов. Либо у вас NNN  тогда вы просто ставите топовую модель и все. Откровенно говоря, с этой системой не знаком и она мне не нравится.

 

Salomon выпускает 2 варианта топовых креплений: SNS profil equipe skate и SNS pilot equipe skate. Еще год назад я стоял на позиции, что выбор однозначен в пользу Pilot-a. Аргументация простая: в системе Pilot лыжа крепится в 2-х точках, что существенно увеличивает поперечную жесткость и исключает возвращение пятки ботинка мимо пятки крепления. Таким образом, рулежка на Pilot-е существенно легче. Прошлогодняя снежная зима и большое количество стартов по лыжному ориентированию заставило меня пересмотреть свои позиции. Я отбегал довольно много стартов на следующем комплекте:

 

Лыжи Salomon equipe skate 10, 181 stiff warm с креплениями SNS Profil equipe skate.

Ботинки Salomon под Pilot.

 

И после нескольких стартов я оценил достоинство профилов. Они очень неприхотливы к рыхлому снегу, совершенно не забиваются, т.е. потрясающе надежны.

 

На тренировочном сборе при температуре -20 я как-то ехал тренировку по глубокому снегу на другой паре с пилотами. И через некоторое время я обнаружил, что лыжа плохо возвращается обратно. Придя домой и сняв лыжи обнаружил что пружина возвращающая скобу подмерзла внутри и некоторую часть хода совершает без усилия и начинает возвращать лыжу только при значительном отклонении.

 

Но самое главное заключается в том, что выстегнув лыжи и пробежав на них в подъем по снегу с лыжами в руках, вы можете совершенно легко их встегнуть. Ботинки при этом у меня под пилот, так что забивается он так же, как если бы я бежал на пилоте, но нет надобности выбивать из него весь снег – достаточно очистить носок. И, кроме того, есть возможность встегнуть ботинок через усилие. Если на усилии удалось встегнуть ботинок, то более проблем не будет! Нет никакой скобы, которая может начать выскакивать.

 

Это не отменяет достоинств пилотов. На лыжи для трассы я без вариантов поставлю пилот. Ощущения на них отличаются разительно! Но на тренировочные лыжи, на которых иногда надо бегать по целине я теперь хочу переставить профилы. И на лыжи для ориентирования я поставлю профилы. Их недостаточная жесткость компенсируется малой длиной лыжи и отсутствием затрат времени на встегивание.

 

Про пригодность других моделей:

На первом месте SNS profil equipe skate

На втором с незначительным отставанием SNS Pilot equipe skate

Далее идут модели малопригодные к нашим реалиям в ориентировании, но, тем не менее, годящиеся для трассы

SNS Profil автоматы. Показали на ориентировании полную непригодность. Будучи застегнутыми перед стартом на хорошем участке они умудрились забиться снегом и расстегнуться САМИ! И после этого в сугробе их было не застегнуть обратно – пришлось выколачивать лед из того места, куда должна была поместиться скоба ботинка.

SNS Pilot автоматы обладают всеми минусами профилов, к которым прибавляются сбои в работе скобы. В глубоком снегу она вылетает и после через 1-2 шага встает на место и так все время через некоторое время после начала тренировки.

 

Приношу свои извинения тем, кто под моим руководством приобрел что-то не то или не совсем то.

 

Повторяю: для трассы крепления будут идти в другом порядке, и на первом с большим отрывом идет SNS Pilot equipe skate. А автоматы уже вполне пригодны.

 

P.S. Зачем тогда покупать боты под SNS Pilot – чтобы иметь возможность купить для трассы лыжи с креплениями под пилот, а для ориентирования под профил.

 

Палки для ориентирования

 

Палки состоят из 4-х элементов (снизу-вверх):

лапка, древко, ручка, темляк.

 

Лапка:

Должна быть максимально большой, чтобы не утопала в снегу. Тем не менее, такие лапки набиваются снегом и на хорошей трассе проигрывают маленьким. Поэтому стоит иметь разные палки для ориентирования и трассы или уж, по крайней мере лапки менять

 

Ликбез:

Лапка (как и ручка) ставится на термоклей и легко ставятся/снимаются при помощи банки с кипятком или строительного фена.

Отличается посадочный диаметр 10мм – стандартные, 7 мм – гоночные (бывает и 8 и 9). Но в принципе нет ничего совсем несовместимого.

 

Древко:

Должно быть карбоновым, прочным, жестким и по возможности легким. Последнее не очень критично, т.к. ввиду больших лапок палки легкими уже не будут. Я бы брал подешевле, чтобы было не очень жалко ломать.

Забудьте алюминий как страшный сон!

 

Ручки:

Тут в принципе не важно. Но я люблю клипы, т.е. выстегивающиеся. Это очень удобно – вошел в коридор, взял карту, вложил в стол, встегнул палки и готов!

Только проблема в том что хороших клипов не достать. (в случае клипов поменять отдельно темляки невозможно или сложно, поэтому надо рассматривать разом ручка+темляк) Что есть:

 

 

Удобство

Забиваются снегом

Выстегивание одной рукой/зубами

цена

Легко достать

Особенности

Swix

Довольно удобные сами темляки и сама система

Наверное, да

Да/нет

Очень дорогие!

да

Тяжелые

KV+

Неудобная. Плохие темляки

Да

Нет/нет

Средне

да

 

Yoko

Отличные темляки и ручки!

Да

Нет/да

Недорого

Да

Легкие

 

Совместимы с KV+

 

Можно кататься на роллерах без перчаток.

 

Не расстегиваются вообще – на пряжке

Leki

 

?

?

?

Только с палками

А палки говорят не очень, так что малоинтересно

Exel

Очень удобные ручки и полная дрянь темляки!

Нет!

Да/нет

средне

трудно

 

 

Темляки:

Тут все просто – если у вас не клипы – ставьте что хотите. Очень удобные Swix и Start.

Многие любят Exel, но на мой вкус они излишне жесткие.

Я умудрился присобачить темляк Start к ручкам с клипом Exel. Получилось офигенно!

 

 

Итого:

Я собрал себе палки из 4-х разных вещей разных фирм:

 

Лапки Swix, самые большие

Древки STC Avanti дешевые наши, не жалко сломать

Ручки Exel – можно выстегнуть одной рукой лежа в сугробе на резком повороте трассы

Темляки Start – очень удобно!

 

Минус этого набора: он тяжелый. И на трассе лапки соскальзывают. Подумываю о том, чтобы завести 2-е лапки для этого набора.

 

Лыжи для ориентирования.

Пусть вас не удивляет что я поместил лыжи в самый конец. Я разместил вещи в порядке своих представлений о приоритетах. И лыжи тут оказываются не на 1-м месте ;-)

 

 

Общие идеи:

Лыжи должны быть коньковыми, поскольку ориентирование бегают коньком. Если вы занимаетесь ориентированием серьезно, то нет смысле брать не топовую модель – она все равно не поедет.

 

Фирма:

Никакой принципиальной разницы почти нет, но не берите Мадшуз – у низ очень тонкий носок, эти лыжи сломать легче, чем остальные фирмы. Кроме того, говорят что эти лыжи очень капризны к погоде. Но это ничто по сравнению с первым аргументом.

 

Длина и вес:

Эти вещи нельзя разделить: чем длиннее лыжа, тем на более тяжелого лыжника она рассчитана.

Лыжи выпускают разной длины, почти все с шагом 5 см.

Также лыжи отличаются по удельной жесткости (2 или три значения): soft hard(stiff) или soft-medium-hard(stiff).

Например: у Salomon-а шаг в 5 см равен шагу в градации по жесткости и примерно равен 5 кг лыжника. При этом у него (Salomon-а) коньковые лыжи бывают только soft и stiff.

 

Лыжи в идеале должны удовлетворять следующим критериям:

 

Для трассы лыжа должна быть на 10-15 выше роста и подходить по весу.

Для ориентирования лыжа должна быть примерно в рост и также подходить по весу. Она не должна быть жестче, чем надо! Иначе будет очень плохо ехать по пухляку.

При этом вы сможете на лыжах для ориентирования бежать по трассе, но на слишком длинных лыжах у вас не получится хорошо поворачиваться на узкой лыжне в ориентировании.

 

Пример:

На мои 75 кг мои лыжи 181 stiff немного мягковаты

Это означает, что мне подойдут  186 stiff или 191 soft. На трассе я бегаю на 191 stiff – они мне жестковаты, но я готов с этим мириться.

 

Почему я тогда взял 181 stiff, если они мне мягковаты?

Мой рост 178, вес 75. Под вес мне годятся 186 stiff или 191 soft. Для трассы оба варианта хороши! Но для ориентирования малопригодны. 186 – еще туда-сюда, но 191 слишком длинны! Поэтому берем ближайшее похожее – 181 stiff. Они мне мягки незначительно. Они чуть длиннее роста, но предыдущие 176 были бы слишком коротки и мягки.

 

Погода:

Лыжи бывают теплые и холодные. Боюсь тут что-то рекомендовать. Насколько знаю у разных фирм по-разному. У Atomic-а пластик один – отличается структура. Salomon заявляет, что в теплые лыжи заливает больше вещества, отталкивающего грязь. Возможно, это актуально.

Мои лыжи теплые и отлично едут только в холодную погоду от -1 до -15.

 

Особенности:

Fischer делает топ-модель с дырявым носком. Не стал бы ее брать по крайней мере для ориентирования, т.к. сломаю.

 

 

16 декабря 2010

Андрей Бороздин

Hosted by uCoz